Научное и инновационное сотрудничество в странах Содружества Независимых Государств

Сотрудничество науки и бизнеса в инновационной сфере УДК Карла Маркса 3 , - : Данная статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия российских и зарубежных компаний, научных организаций и вузов в инновационной сфере. Автор статьи обращает внимание на роль кооперации и взаимной выгоды в процессе сотрудничества науки и бизнеса, что значительно определяет конкурентоспособность каждой из вовлеченных сторон. В статье проанализированы работы различных исследователей, которые занимались проблемой развития взаимодействия между фирмами и исследовательскими организациями. В данных работах подчеркиваются существенные различия в ценностях исследовательских организаций и компаний, приоритетах и мотивациях к сотрудничеству, что порождает коммуникационные барьеры, снижение которых является критически значимым фактором успешного функционирования инновационной системы. В статье приводятся статистические данные, опубликованные ОЭСР более чем по 30 странам, которые позволяют сделать вывод об относительно невысоких масштабах научно-производственной кооперации в России. По доле крупных инновационно активных фирм, взаимодействующих с научными организациями и вузами, Россия уступает не только индустриально развитым, но и некоторым новым индустриальным странам и целому ряду государств бывшего социалистического лагеря. В заключение автор определяет основные мотивы взаимодействия бизнеса с наукой, которые состоят в получении доступа к передовым результатам исследований и разработок, лежащих в основе технологических инноваций. Важным признаком успешной научно-производственной кооперации является использование предлагаемых научными организациями и вузами разработок и исследований в рамках осуществляемой компаниями инновационной деятельности.

Инновации и инвестиции: две стороны одной медали

Основные направления должны послужить концептуальной основой для разработки Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до года. Их реализация обеспечит переход участников инновационных процессов на принципиально новые технологии, позволит осуществить модернизацию национальной экономики на современной научно-технической базе, заменить морально и физически устаревшие основные фонды.

Состояние и тенденции развития сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере Современный период мирового развития характеризуется прежде всего структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами и возрастанием роли региональных экономических объединений.

ние к участию в научно-инновационных процессах. . ной формой сотрудничества государства и частного бизнеса, поскольку наличие устойчиво-.

Мария Суханова Мария Суханова Руководители государственного сектора во всем мире сегодня озабочены поиском новых решений для повышения качества услуг гражданам и представителям коммерческих структур со стороны государства. Исследования, проведенные , помогают выявить новые тенденции развития. Несколько позже, в начале осени, другое подразделение — — опубликовало отчет, в котором сводятся воедино результаты исследований, выпущенных им ранее.

Тенденции, выделенные экспертами, таковы. Изменение правил — административные учреждения, перенимая лучший опыт общественных организаций и частных предприятий, радикальным образом меняют основные методы работы. Применение управления эффективностью — руководители административных учреждений постепенно склоняются к тому, чтобы оценивать прогресс не по затраченным усилиям, а по конечному результату, с применением специализированных методик измерения эффективности.

Появление конкуренции, выбора и стимулов — государственные ведомства всех стран все больше продвигаются в сторону инициатив, исходящих из частного сектора и имеющих рыночный характер. Доступность по первому требованию — граждане желают, чтобы правительство было столь же доступно, сколь и частные предприятия, ведущие бизнес в Интернете а также ряд государственных агентств.

Направления стимулирования государством участия бизнеса в совместных инновационных проектах Введение к работе Актуальность исследования. Современный мировой опыт демонстрирует высокую эффективность взаимодействия государства и бизнеса в инновационной сфере. В тоже время и в России предпринимаются реальные шаги по развитию совместных инновационных проектов государства и бизнеса, что составляет основу формирующейся в стране инновационной системы.

Формирование ГЧП в инновационной сфере как комплекса объективных взаимосвязей и в процессе создания, производственного освоения, распространения и менеджмента и международного сотрудничества в инновационной сфере. Стратегический альянс государства и бизнеса в формировании.

Институт экономики МОН РК Взаимодействие государства, науки и бизнеса — важное условие развития инноваций в Казахстане Основными субъектами развития инноваций, как известно, выступают наука, бизнес и государство. При этом на разных этапах развития роль их в инновационном процессе не остается неизменной. В Казахстане имеется определенный прогресс в разработке и применении инструментов регулирования в научно-инновационной сфере. Принято патентное законодательство, созданы венчурные фонды, технопарки, налажена система статистики науки и инноваций, приближенная к международным стандартам.

Сравнение перечней видов регулирования и реальных мер отечественной инновационной политики показывает, что она охватывает многие направления выработанных мировой практикой рекомендаций в этой области Однако большинство предпринимаемых мер не дает отдачи, поскольку не удается вовлечь частный бизнес в инновационную деятельность. Самое сложное здесь — подвести национальный бизнес к осознанию необходимости активизации участия в инновациях, проведении и поддержке НИОКР.

В целом, несмотря на приоритетность инновационной политики в Казахстане здесь пока остается много нерешенных проблем: Назарбаев отметил, что нам необходима долгосрочная и целостная стратегия инновационного развития. Такая постановка вопроса согласуется с мировым опытом, который показывает, что, хотя рынок и играет важную роль в стимулировании инновационной активности, он не способен обеспечить динамичное развитие инноваций. Все возрастающее значение приобретает регулирующая роль государства, формирующего, с одной стороны, долгосрочную стратегию развития инновационной деятельности во взаимоувязке с концепциями социально-экономического развития, а с другой стороны, реализующего конкретные мероприятия по поддержке и стимулированию инновационной деятельности.

Воздействие государства на инновационную активность может осуществляться по нескольким направлениям: Первое направление может быть реализовано посредством государственной инновационной политики, в рамках которой должны быть решены задачи подготовки специалистов, укрепление инновационного потенциала, установления эффективных связей между фундаментальной наукой и промышленностью, формирование инновационной инфраструктуры.

Второе направление предусматривает разработку мер специального характера, направленных на стимулирование инновационной активности, например, разработку программ поддержки нововведений в малых фирмах, предоставление рискового капитала из государственных средств, создание центров нововведений, предоставление льгот новаторам и т.

Ваш -адрес н.

Печать На сегодняшний день поддержка инноваций стала пониматься как общая необходимая функция управления, осуществляемая постоянно и направленная на формирование и развитие долгосрочных, трудно копируемых конкурентных преимуществ. Этот подход активно применяется и в сфере регионального развития. Региональный инновационный университет при желании может оказать существенную поддержку органам власти на этом пути.

Мы подчеркиваем, что речь идет не просто об учреждении высшего образования. Инновационный университет рассматривается нами как вуз, в котором происходит непрерывный процесс развития, предпосылкой, условием и содержанием которого выступают инновации нововведения при сохранении высокого качества оказания образовательных услуг. Инновационный вуз нацелен на реализацию собственного потенциала в направлении повышения конкурентоспособности в образовательном пространстве региона и разрабатывает соответствующие стратегии [1].

«Деловых инновационных центров» (Business & Innovation Centers в качестве катализаторов инновационных процессов только при наличии Сотрудничество государств-участников СНГ в инновационной сфере.

Розничная и оптовая торговля 82 20,5 Телекоммуникации и связь 13 2,25 Пищевая 29 7,25 Прочие 30,0 Источник: Вместе с тем по объему реализации продукции на первом месте находится группа предприятий нефтегазового комплекса. В то время как объем реализации машиностроительных предприятий в среднем составляет порядка 15 млрд. Следовательно, компании нефтегазовой отрасли с точки зрения вклада в формирование ВВП страны являются основными, в связи с чем, они занимают ведущее место в структуре крупного российского бизнеса.

В силу своего ключевого значения именно крупные компании определяют основные направления взаимодействия бизнеса и государства, особенно в сфере инновационного развития, они же формируют формы и методы реализации партнерских отношений государства и предпринимательских структур в рамках совместных проектов, предполагающих объединение государственных и частных компетенций, материальных и финансовых ресурсов. Значительно различается по сравнению с иностранными компаниями и структура расходов на разработку и внедрение технологических инноваций на уровне компаний.

Объем затрат на собственные исследования и разработки предприятий в г. Такая форма распределения затрат на инновации характерна для стран с низким научным потенциалом, таких как Польша, Кипр, Болгария, Словакия, Эстония. Так, в рейтинге корпораций, осуществляющих инновационные разработки, присутствует всего 3 представителя России: Проведенный автором анализ инновационного развития российских предприятий свидетельствует, что основной причиной его низкого уровня является ряд факторов, оказывающих влияние на развитие инноваций.

Самый важный их них - это отсутствие конкурентной среды, и соответственно стимула для внедрения инноваций. Второй, не менее значимый, - это недостаточное взаимодействие науки и бизнеса, невысокий уровень коммерциализации научных исследований.

Сущность отношений государства и бизнеса в инновационной сфере

Взаимодействие государственных, частных и общественных структур в регулировании инновационных процессов 7. Взаимодействие государственных, частных и общественных структур в регулировании инновационных процессов Для обеспечения динамичности современных инновационных процессов необходима согласованная координация действий всех участников инновационной деятельности: Только в условиях согласованных действий между теми, кто создает инновационный продукт, и теми, кто его потребляет, возможны масштабные инвестиции в инновации и получение соответствующей пользы.

В то же время опыт ряда новых индустриальных стран показывает, что не всегда стандартные инструменты государственной поддержки приемлемы для всех стран. Адресная государственная поддержка инноваций необходима, но она не всегда ведет к выбору эффективных инновационных проектов. Инновационное развитие экономики не может быть обеспечено только за счет бюджетного финансирования.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, НАУКИ И бизнеса В УСЛОВИЯХ всеми экономическими процессами, в которых участвуют частные лица. Когда речь заходит об инновационном развитии страны, к государству и.

Результаты исследования могут быть использованы местными и федеральными органами власти при формировании мер по реализации механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Выделены основные принципы государственной политики в инновационной сфере, направленные на обеспечение импортозамещения, которые позволят повысить устойчивость национальной экономики, улучшить инвестиционный климат, обеспечить поддержку высокотехнологичных секторов экономики. Предложены рекомендации по стимулированию инновационной активности бизнеса как условия модернизации экономики.

Актуальное состояние российской экономики можно охарактеризовать как период поиска и становления новых направлений устойчивого экономического развития. В условиях стремительного истощения природных ресурсов, нарастающей конкуренции стран и волатильности рынков, сырьевая экспортно-ориентированная модель экономического развития в значительной степени девальвировалась.

Зависимость от экспорта сырья по-прежнему делает страну уязвимой от мировых экономических кризисов и конъюнктуры цен на сырьевые товары, что создает огромные риски для стабильного развития государства в целом. При этом переход экономик стран-лидеров к альтернативной энергетике резко повышают неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей.

Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращению поступления в экономику финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, снижению значимости России в глобальной политике. Таким образом, преодоление однонаправленности экономики на сырьевой специализации является ключевым шагом на пути кардинальных структурных преобразований российской экономики; все более очевидной становится необходимость смены парадигмы экономического развития: В настоящее время в России только формируется фундамент новой экономики, идентифицирующими приоритетами которой обозначены развитие наукоемкого производства, масштабное государственное финансирование исследований и разработок, прежде всего фундаментального характера, содействие скорейшей коммерциализации создаваемых перспективных результатов, активный поиск и формирование новых рынков, новых ниш и сегментов в рамках существующих рынков и, наконец, поддержка выхода на них российских компаний.

Основой происходящих изменений является инновационная деятельность, ускорение темпов инвестирования в знания и их коммерциализация. Стратегическая цель данных социально-экономических преобразований состоит в том, чтобы в исторически обозримое время Россия по уровню и экономического, и социального развития вышла в мировые лидеры. В современной трактовке государственно-частное партнерство рассматривают как ресурсный и организационно-управленческий взаимовыгодный альянс государства, бизнеса, банков, международных финансовых организаций и других институтов в сфер реализации крупномасштабных финансовых общественно-значимых проектов на основе законодательных актов и специальных соглашений, баланса взаимных интересов [3].

Институты развития

Определены основные направления научных исследований развития государственно-частного партнерства. Рассмотрены риски проектов развития инфраструктуры при использовании государственно-частного партнерства. Система государственно-частного партнерства в инновационном бизнесе России является механизмом, который заместил государственную технологическую политику в условиях плановой экономики и формирует связи между исследователями и бизнесом.

Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов но и создает предпосылки для активизации инновационных процессов.

Природа взаимодействия государства и предпринимательских структур. Необходимость участия бизнеса в развитии общества. Сущность взаимодействия государства и предпринимателей. Устоявшиеся формы партнерства государства и бизнес-структур в экономиках западных стран. Особенности взаимодействия государства и крупного бизнеса в условиях перехода России на инновационный путь развития.

Формы взаимодействия государства и крупного бизнеса.

Лидеры мировых компаний взволнованы ускоряющимся темпом развития инноваций и усилением конкуренции

В статье на базе сопоставления ключевых концепций инновационного менеджмента представлен обобщающий взгляд на основные формы и модели стимулирования инноваций в разрезе отношений государства и бизнеса. Особенности отечественной практики взаимодействия государства и бизнеса объясняются в рамках системного подхода к стимулированию инноваций.

.

ботанные благодаря сотрудничеству с компаниями, государства в инновационных процессах совре- .. государственных гарантий малому бизнесу.

В сотрудничестве бизнеса и государства наметилась положительная тенденция 17 декабря Одной из отличительных особенностей предпринимательства является его изначальная инновационность. Малое предпринимательство оказывает существенное влияние на инновационные процессы в экономике. Понимая это, власти активно сотрудничают с бизнесом, оказывая ему всяческую поддержку. И, несмотря на кризис и другие трудности, сегодня уже можно увидеть первый положительный момент этой совместной работы.

Одной из отличительных особенностей предпринимательства является его изначальная инновационность. В силу этого обстоятельства малое предпринимательство, как значимый сектор национальной экономики оказывает существенное влияние на инновационные процессы. Не так давно количество малых предприятий в России составляло тыс.

За последний период в основном в связи с кризисом года количество малых предприятий немного снизилось, а предпринимаемые государством усилия по увеличению количества предприятий и занятых на них работников не оказывали значимого эффекта. Также по замыслу властей бизнесу поможет введение трехлетнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении вновь созданных малых предприятий.

Хотя правительство постоянно осуществляло различные меры поддержки, обеспечить качественную динамику роста общего числа субъектов малого предпринимательства и увеличения их вклада в экономику страны не удалось. Столь широкое распространение среди субъектов малого предпринимательства вида деятельности, требующей больших капитальных вложений и имеющей достаточно высокий порог входа, — промышленности, связано с тем, что в процессе реструктуризации экономики на базе крупных промышленных гигантов возникло множество средних и мелких хозяйствующих единиц.

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Список литературы Аннотация Статья знакомит с очередным этапом модернизации страны на инновационной основе в субъектах юга Дальнего Востока России: Современный исторический этап развития российского предпринимательства характеризуется повышенным вниманием государства и общественности к вопросам активизации и стабилизации нового социального слоя общества, призванного быть опорой социально-экономической безопасности страны.

Учитывая стратегические интересы России к рынкам стран АТР и приоритетное направление развития дальневосточных субъектов в этом направлении, что предопределяется активным формированием соответствующего азиатско-тихоокеанскому рынку предпринимательского корпуса, необходимо особое внимание уделять профессиональной подготовке и переподготовке предпринимателей Дальнего Востока России.

условие оптимизации инновационного бизнеса. АННОТАЦИЯ: любого государства является международное сотрудничество, которое .. сотрудничества и углубления интеграционных процессов. Призыв к.

В настоящее время для нужд и интересов общества значительную роль играют партнерские отношения государства, бизнеса и науки. В этом взаимодействии заинтересованы все стороны. Для предпринимательства это возможность получения поддержки и прибыли от участия в совместных проектах, технологическое развитие. Наука развивается также за счет государственного финансирования и инвестиций бизнеса.

Государство же привлекает частный капитал и интеллектуальные ресурсы для решения задач национального масштаба. Уже в классических трудах экономистов прошлого века можно найти основные тезисы о необходимости гармонии общественных и частных интересов, взаимодействия государства и индивидуума. Милтон Фридман, создатель теории монетаризма, позднее дополнил Смита, предположив, что четвертой обязанностью государства является забота о недееспособных гражданах и детях. Наиболее актуальна проблема участия государства в экономике стала в е годы прошлого столетия, во времена Великой депрессии.

Также Кейнс писал о необходимости осуществления государством инвестиционной деятельности, что, как известно, является основой экономического роста в будущем, наряду с инновационной политикой.

Модель взаимодействия науки, власти и бизнеса в инновационном процессе

Инновационная культура — достаточно широкое понятие, объединяющее в себе систему восприятия и поведения в окружающей среде не только личности, но и предприятия, организации, государства и общества в целом. Для интенсивного экономического развития Украины нужно, чтобы инновационная культура каждого субъекта формировалась не по отдельности, а во взаимосвязи с другими. То есть важным для создания инновационного общества является сотрудничество государства, науки, бизнеса и потребителей.

На предприятии инновационная культура является функциональной подсистемой, которая имеет свой собственный потенциал и способна стимулировать использование инновационного потенциала, как предприятия, так и отдельного его работника.

Принцип координации взаимодействия государства, бизнеса и науки создавать условия для развития инновационных процессов и.

Как выяснили аналитики, топ-менеджеры компаний по-прежнему считают инновации одним из своих стратегических приоритетов, однако каждый третий опрошенный руководитель обеспокоен тем, что его бизнес может не сохранить конкурентное преимущество, учитывая высокие темпы развития и уровень глобализации деловой среды на фоне ограниченного количества ресурсов. Оно побуждает лидеров менять подход к методам достижения роста. При этом многие руководители компаний, похоже, пытаются преодолеть эти сложности, исследуя новые, порой неожиданные возможности инновационного развития.

Основные цели исследования -- определить факторы, которые, по мнению лидеров мировых компаний, способствуют или препятствуют внедрению инноваций, а также проследить, как эти факторы отражаются на стратегиях ведения бизнеса. В этом году расширила географию исследования, опросив в 25 странах почти 3 руководителей высшего звена, непосредственно задействованных в определении инновационной стратегии и принятии решений в своих компаниях.

Риски, связанные с политикой протекционизма Многие руководители высказывают противоположные мнения о том, как лучше вести себя в условиях постоянно изменяющейся экономической среды. Стремясь уменьшить риски, с которыми сталкиваются их предприятия и национальная экономика, многие из них призывают обратиться к протекционистским мерам. Тем не менее, такой же процент респондентов считает, что правительство должно сделать рынок более открытым для иностранных инноваций и инвестиций.

Инновации -- больше, чем создание нового продукта В то время как постепенное улучшение качества существующей продукции и разработка инновационных продуктов традиционно являлись основными факторами роста компаний, сегодня все большую роль играют инновационные бизнес-модели, которые становятся одним из главных путей к успеху. Разработка новой бизнес-модели может стать менее рискованным и ресурсоемким методом для более эффективного понимания и взаимодействия с клиентами, чем традиционные подходы, такие как разработка новой продукции.

В то время как в большинстве стран руководители компаний отмечают снижение объема частных инвестиций, в Германии и Великобритании этот показатель наоборот повышается. Сотрудничество как конкурентное преимущество Сотрудничество между компаниями становится одним из методов конкуренции и получения прибыли, особенно в развивающихся странах. Тем не менее, несмотря на то, что эффективность партнерских отношений была признана по всему миру, отсутствие действенной защиты интеллектуальной собственности, недоверие и переманивание сотрудников являются барьерами на пути к действию.

В этой области наиболее опытными оказались Германия, Китай, Бразилия и Швеция.

Тренинги для руководителей. Инновации в бизнесе. Внедрение инноваций